Вопрос: Что делать, если ребёнок украл?
Ответ:
При выстраивании детско-родительских отношений в данной ситуации следует помнить 10 основных правил:
• Правило 1: чётко высказать отрицательную оценку действиям ребёнка (действиям, а не личности!) с конкретным запретом на воровство.
• Правило 2: рассказать о последствиях такого поступка в ракурсе переживаний и чувств человека, лишившегося любимой вещи.
• Правило 3: удержаться от навешивания ярлыков на ребёнка, называя его "воришкой" и пр. Нельзя клеймить, красить образ в черный цвет, иначе плохой поступок может действительно превратиться в суть личности: взрослый говорит – значит, я действительно такой!
• Правило 4: не обсуждать возникшую проблему с посторонними людьми в присутствии ребёнка. Золотое правило воспитания гласит: ругай наедине, хвали при всех. Воровство – сор, который не следует выносить из избы.
• Правило 5: знать о том, что обращение к ребёнку: "Как ты мог?" и подобные являются бесполезными и даже вредными (это правило имеет большую актуальность для родителей дошкольников).
• Правило 6: избегать сравнений с другими детьми и с самим собой в детстве: "Вот я никогда ...".
• Правило 7: обсуждая случившееся, помнить, что сильные негативные чувства могут способствовать тому, что ребёнок будет скрывать все поступки, которые сочтёт стыдными, плохими.
• Правило 8: не возвращаться к тому, что произошло (после того, как ситуация была разобрана), т.к. этим вы только закрепите данный поступок в сознании несовершеннолетнего.
• Правило 9: по возможности исключить ситуации, провоцирующие воровство.
• Правило 10: помните о том, что воровство может быть реакцией на семейное неблагополучие, ошибки в системе воспитания.