Муниципальная целевая программа
«Развитие агропромышленного комплекса и сельских территорий Рыбинского муниципального района»
на 2014-2016 годы
Паспорт программы
Сроки реализации МЦП |
2014 - 2016 годы |
|
Куратор МЦП |
Заместитель главы администрации по АПК, имущественным и правовым вопросам Малышев А.В. (4855) 21-70-57
|
|
Ответственный исполнитель МЦП |
Управление АПК, архитектуры и земельных отношений администрации Рыбинского муниципального района
|
Начальник управления Лозовская М.В. (4855) 21-93-24
|
Исполнитель МЦП |
Управление АПК, архитектуры и земельных отношений администрации Рыбинского муниципального района
|
Начальник управления Лозовская М.В. (4855) 21-93-24
|
Электронный адрес размещения МЦП в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» |
http:www.admrmr.ru/summarypage.aspx?id=uzemlya |
Общая потребность в финансовых ресурсах
Источник финансирования |
Плановый объем финансирования (тысяч рублей) |
|||||
|
2014 |
2015 |
2016 |
|||
1 |
3 |
5 |
6 |
7 |
|
|
Местный бюджет |
1183,8 |
1183,8 |
|
|
|
|
Итого по МЦП |
1183,8 |
1183,8 |
|
|
|
1. Описание текущей ситуации и обоснование необходимости реализации МЦП
Сельское хозяйство является приоритетной и социально значимой отраслью в экономике Рыбинского муниципального района. На территории района осуществляют свою деятельность 13 сельскохозяйственных предприятий, из них 10 молочного направления. В отрасли занято 3270 человек, в том числе в молочном животноводстве трудится 653 человека. Сегодня в сутки в районе производится 120 тонн мяса птицы, 20 тонн мяса свиней, почти 2 млн. штук куриных яиц и около 50 тонн молока.
В общем объеме сельскохозяйственного производства по Ярославской области доля Рыбинского района по куриному яйцу составляет 58%, по производству мяса скота и птицы 77%, по производству коровьего молока 8%.
Несмотря на высокий уровень производства, сельскохозяйственная отрасль Рыбинского района медленно вымирает. Технический потенциал сельскохозяйственного производства, заложенный в далекие 90-е годы, практически истощился и устарел. Сегодня износ основных средств составляет 76%, в том числе машин и оборудования 56%. Показатель обновления машинно-тракторного парка в среднем за год не превышает 1,5 %, в то же время выбытие (списание) техники составляет более 8%.
Недостаток высокопроизводительной техники и оборудования, крайняя изношенность имеющейся техники и оборудования, дефицит квалифицированных кадров сдерживает увеличение производства сельскохозяйственной продукции и улучшение ее качества.
Сельхозтоваропроизводители района находятся сегодня в сложных условиях формирующейся рыночной экономики. Ориентироваться в этих условиях довольно сложно. Для достижения запланированного уровня производительности труда и объемов производства сельхозтоваропроизводителям необходимо идти по пути интенсивного развития. Высокие показатели могут быть обеспечены правильно организованной племенной работой в сельскохозяйственных предприятиях района и разработкой мероприятий, направленных на повышение плодородия почв (севооборот, семеноводство, внесение удобрений и др.). Для достижения запланированных производственных показателей необходимо привлечение консультационной поддержки высокопрофессиональных специалистов. Взаимоотношения сторон по взаимодействию в осуществлении мероприятий по разработке и реализации информационных технологий, мероприятий по повышению продуктивности скота и птицы (племенная работа, работа по искусственному осеменению, воспроизводство стада), агротехнические и организационно-экономические мероприятия, направленные на повышение плодородия почв (севооборот, семеноводство, применение удобрений и средств защиты от вредителей и сорняков) отражаются в договорах, заключаемых ежегодно со специалистами.
Приоритетным направлением деятельности сельхозтоваропроизводителей Рыбинского района является животноводство. Из 12 предприятий, действующих на территории района, молочным животноводством занимаются 10. В целях заинтересованности сельскохозяйственных предприятий Рыбинского муниципального района в эффективном развитии молочного животноводства, его динамичного и сбалансированного роста из муниципального бюджета выплачивается социальная субсидия на возмещение части затрат на приобретение племенного поголовья КРС.
Размер и механизм предоставления и расходования субсидии сельскохозяйственным предприятиям Рыбинского муниципального района устанавливается согласно порядку выплат по представлению утвержденного пакета документов.
Порядок выплат утверждается Постановлением Администрации Рыбинского муниципального района.
Кадры – наболевший вопрос сельхозпроизводства. Решающим условием развития АПК является переход агропромышленного производства на инновационный путь с использованием высоких прогрессивных технологий. Для реализации этой задачи требуются высококвалифицированные кадры, которые готовы осваивать инновационный технологии. Однако сегодня отрасль испытывает недостаток не только квалифицированных специалистов, но и работников массовых профессий.
Всего в отрасли сегодня занято 3270 человек, из них только 13% имеют высшее образование, а 23 % работающих вообще не имеют никакого образования.
Численность сельского населения за последние годы сильно сократилось, особенно это касается трудоспособного населения. За последние 5 лет число работающих, занятых в отрасли сельского хозяйства, снизилось на 440 человек. Если в 2010 году в сельхозпроизводстве района работали 12% от всего его населения, то в 2013 году только 11,8 %. Это не может не влиять на падение кадрового потенциала сельского хозяйства.
Острый дефицит специалистов зоотехнической, агрономической, ветеринарной, инженерной служб испытывают сельскохозяйственные предприятия Рыбинского района. На сегодняшний день в районе обеспеченность сельскохозяйственной отрасли района специалистами составляет 93%, кадрами массовых профессий - 94 %. Учитывая низкую престижность сельскохозяйственных специальностей, неразрешимой задачей становится привлечение специалистов и работников, умеющих и желающих заниматься сельскохозяйственным трудом.
Из общей массы выпускников аграрных учебных заведений на село едут работать не более трети, несмотря на мероприятия, направленные на поддержку молодых кадров в рамках реализуемых в районе программ. Самой главной проблемой села является низкий уровень жизни, неразвитая инфраструктура, отсутствие жилья, нормальных дорог, водопроводов, газа, поликлиник. Средняя месячная заработная плата одного работника в 2013 году составила в целом по отрасли 21 179 рублей, в молочном животноводстве – 13 841 рублей.
Совершенствование кадрового обеспечения агропромышленного комплекса предусматривается осуществить с помощью реализации мероприятий по закреплению на производстве молодых специалистов, принятых на работу сельскохозяйственными товаропроизводителями Рыбинского муниципального района по специальности после окончания учреждений высшего и среднего профессионального образования, путем выплаты им из местного бюджета социальной субсидии. Это позволит повысить уровень обеспеченности агропромышленного комплекса управленческими кадрами и специалистами, уровень подготовки которых будет соответствовать современным требованиям, предъявляемым к производству.
Субсидия предоставляется сельскохозяйственным предприятиям Рыбинского муниципального района на выплату финансовой поддержки молодому специалисту по представлению установленных утвержденных порядком документов, принятому на работу в сельскохозяйственное предприятие района после окончания среднего или высшего профессионального образовательного учреждения по очной форме обучения, получившему диплом об окончании учебного заведения и впервые поступившему на работу по полученной специальности.
Финансовая поддержка выплачивается молодому специалисту ежемесячно, в течение первого года работы на сельскохозяйственном предприятии Рыбинского муниципального района за счет средств муниципального бюджета. Порядок выплат утверждается Постановлением администрации Рыбинского муниципального района.
Стабилизация и дальнейшее развитие АПК невозможны без изменения социальной политики на селе, без развития инфраструктуры сельских территорий.
Инструментом для решения поставленных проблем служит программно-целевой метод, позволяющий придать реализации мероприятий четкую целевую направленность и сконцентрировать ресурсы на решении ключевых задач, стоящих перед развитием села.
В качестве рисков для реализации мероприятий Программы можно выделить следующие:
- социальные риски, связанные с оплатой труда в организациях АПК и социальной сферы;
- демографические риски, в том числе миграционные, связанные с безработицей;
- природо – климатические риски (засуха, ливни, град и т.д.);
- эпизоотические риски (сибирская язва, африканская чума, птичий и свиной грипп и др.)
2. Цели МЦП
Наименование цели(ей) |
Показатель |
Предельное значение показателя на 2016 год |
|||||
наименование |
единица измерения |
базовое значение |
плановое значение |
||||
2014 год |
2015 год |
2016 год |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Развитие сельской экономики, развитие сельскохозяйственного производства, создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности |
Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) к предыдущему году |
% |
99,7 |
103,0 |
105,0 |
105,0 |
107 |
Удельный вес прибыльных сельскохозяйственных предприятий в общем их числе |
% |
46 |
60 |
65 |
65 |
70 |
3. Задачи МЦП
Наименование задачи |
Результат |
||||
наименование |
единица измерения |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Создание условий для обеспечения предприятий АПК высококвалифицированными специалистами, специалистами массовых профессий и информационно-консультационное обслуживание сельских товаропроизводителей |
количество молодых специалистов, приступивших к работе на сельскохозяйственных предприятиях и получивших пособия на хозяйственное обзаведение |
человек |
8 |
8 |
8 |
Развитие отрасли животноводства |
Превышение продуктивности приобретенных нетелей (коров – первотелок) над средним показателем продуктивности собственных коров-первотелок сельскохозяйственного предприятия |
% |
|
3 |
|
4. Механизм реализации МЦП
Общее руководство и контроль хода реализации Программы осуществляет администрация Рыбинского муниципального района. Административный контроль дополняется текущим финансовым контролем использования средств местного бюджета со стороны управления экономики и финансов Рыбинского муниципального района.
Реализация Программы осуществляется ответственным исполнителем Программы – отделом сельского хозяйства управления АПК, архитектуры и земельных отношений
Исполнитель Программы
- несёт ответственность за своевременную и качественную разработку и реализацию Программы, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на её реализацию;
- в соответствии с установленным порядком разрабатывает предложения по внесению изменений в Программу, в том числе в части содержания мероприятий, назначения исполнителей, объемов и источников финансирования Программы;
- анализирует ход реализации мероприятий МЦП и формирует отчеты о ее реализации.
Контроль целевого использования выделяемых бюджетных средств осуществляется в соответствии с порядком, установленным главой 26 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Финансирование мероприятий Программы за счет средств местного бюджета предусматривается осуществлять в течение 2014-2016 годов за счет бюджетных ассигнований, выделяемых на основании решения Муниципального Совета Рыбинского муниципального района на очередной финансовый год и плановый период.
Общий объем финансирования мероприятий Программы составляет 1183,8 тысяч рублей, в том числе из средств местного бюджета 1183,8 тысяч рублей.
Объемы финансирования Программы за счет средств местного бюджета носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании (корректировке) Программы, исходя из возможностей местного бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
Информация о Программе и ходе ее реализации размещается на сайте управления АПК, архитектуры и земельных отношений.
5. Перечень программных мероприятий МЦП
N п/п |
Наименование задачи/мероприятия (в установленном порядке) |
Результат выполнения мероприятия |
Срок реализации, годы |
Плановый объем финансирования (тысяч рублей) |
Исполнитель и соисполнители мероприятия (в установленном порядке) |
||||||
наименование (единица измерения) |
плановое значение |
всего |
ФБ |
ОБ
|
МБ |
БП
|
ВИ |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
1 |
Задача 1. Создание условий для обеспечения предприятий АПК высококвалифицированными специалистами, специалистами массовых профессий и информационно-консультационное обслуживание сельских товаропроизводителей. |
2014
|
683,8 |
|
|
683,8 |
|
|
|
||
2015
|
|
|
|
|
|
|
|||||
2016
|
|
|
|
|
|
|
|||||
1.1 |
Предоставление пособия на хозяйственное обзаведение молодым специалистам, приступившим к работе в сельскохозяйственных предприятиях |
количество молодых специалистов, приступивших к работе на сельскохозяйственных предприятиях и получивших пособия на хозяйственное обзаведение
|
8 |
2014 |
100 |
|
|
100 |
|
|
|
8 |
2015 |
|
|
|
|
|
|
||||
8 |
2016 |
|
|
|
|
|
|
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
1.2 |
Организация и проведение мероприятий в агропромышленном комплексе (конкурсы в рамках праздника, посвященного дню района, конкурсы техников искусственного осеменения и операторов машинного доения, организация мероприятий, приуроченных к профессиональному празднику - дню работника сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, выставка ЯрАгро) |
Количество мероприятий |
4 |
2014 |
300 |
|
|
300 |
|
|
|
4 |
2015 |
|
|
|
|
|
|
||||
4 |
2016 |
|
|
|
|
|
|
||||
1.3 |
Поддержка мероприятий по разработке и реализации информационных технологий, мероприятий по повышению продуктивности скота и птицы (племенная работа по искусственному осеменению, воспроизводство стадо), агротехнические и организационно-экономические мероприятия, направленные на повышение плодородия почв (севооборот, семеноводство, применение удобрений и средств защиты от вредителей и сорняков). |
Количество оказываемых услуг |
41 |
2014
|
283,8 |
|
|
283,8 |
|
|
|
41 |
2015
|
|
|
|
|
|
|
||||
41 |
2016 |
|
|
|
|
|
|
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
2 |
Задача 2. Развитие отрасли животноводства |
2014 |
500 |
|
|
500 |
|
|
|
||
2015 |
|
|
|
|
|
|
|||||
2016 |
|
|
|
|
|
|
|||||
2.1 |
Возмещение части затрат на приобретение племенного скота крупного рогатого скота |
приобретено племенного молодняка |
50 |
2014 |
500 |
|
|
500 |
|
|
|
|
2015 |
|
|
|
|
|
|
||||
|
2016 |
|
|
|
|
|
|
||||
|
Итого по МЦП |
2014 |
1183,8 |
|
|
1183,8 |
|
|
|
||
2015 |
|
|
|
|
|
|
|||||
2016 |
|
|
|
|
|
|
|||||
Итого по МЦП |
1183,8 |
|
|
1183,8 |
|
|