Начало учебного года – волнительный период для всей семьи. Для большинства детей он является естественным, но некоторые всё-таки испытывают стресс. Это зависит от индивидуальных психологических особенностей ребёнка и от того, как семья готовит его к школе. Больше всех волнуются родители, дети которых пойдут в первый класс.
Давайте разберемся – что же такое готовность к школе и каковы её виды и критерии? Говоря о видах готовности к школе, можно выделить основные:
- Личностная готовность.
Включает формирование у ребёнка готовности к принятию новой социальной роли – роли школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта готовность выражается в отношении ребёнка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. В личностную готовность входит и определённый уровень развития мотивационной сферы. Готовым к школьному обучению является тот ребёнок, которого школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни – портфель, учебники тетради), а возможность получать новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов.
- Интеллектуальная готовность.
Интеллектуальная готовность предполагает формирование у ребёнка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить её в самостоятельную цель деятельности. Обобщая, можно говорить, что развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает:
- умение устанавливать причинно-следственные связи между событиями и явлениями;
- способность анализировать, обобщать, делать выводы;
- определённый запас знаний об окружающем мире в пределах возраста.
- Социально – психологическая готовность.
Этот компонент готовности включает в себя сформированность у детей коммуникативных навыков, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми и учителями.
- Физическая готовность.
Подразумевает общее физическое развитие: нормальный рост, вес, объём груди, Состояние зрения, слуха, моторики. Состояние нервной системы ребёнка: степень её возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. Общее состояние здоровья.
- Речевая готовность.
Сформированность звуковой стороны речи, словарного запаса, монологической речи и грамматическая правильность.
- Эмоционально-волевая готовность.
Эмоционально - волевая готовность к школе – заключается в способности ребёнка напряжённо трудиться, делая то, что от него требует учитель, соблюдать режим школьной жизни.
Рекомендации замещающим родителям:
- Будьте заинтересованы в своем ребенке, помогайте ему достигать положительного результата.
- Не забывайте его хвалить, даже если его фактически успехи не так видны. Ребенок должен понимать, что вы оцениваете его деятельность.
- Стремитесь к тому, чтобы ребенок выполнял все задания самостоятельно. Но если у него что-то не получается, то не нужно критиковать его. Не забывайте о таких фразах, как «Я знаю, что у тебя все получится», «Я верю в твои способности» и т.д. Так вы повышаете его уверенность в своих силах.
- Всегда давайте ему высказаться и не перебивайте. Не подавляйте его познавательную активность и инициативу.
- Всегда отвечайте на вопросы ребенка , потому что детская любознательность помогает ему получить максимально большой объем информации об окружающем мире, которая пригодится ему в дальнейшем обучении.
- Все ваши требования и запреты должны быть обоснованы. Недостаточно просто сказать: «Нельзя» или «Так надо» - важно донести до ребенка точную причину вашего отказа или требования.
- Никогда не сравнивайте его и его успехи с другими детьми или вашими родственниками. Помните, что ребенок только учится учиться, поэтому он не может сразу демонстрировать феноменальные успехи.
- Самый главный совет – принимайте своего ребенка таким, какой он есть, т.е. со всеми его достоинствами и недостатками.
- Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к психологу службы сопровождения опекунов (попечителей) Рыбинского муниципального района.