admrmr-для-гостей-Main menu-1 уровень
Жалобы на всё
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

  

 

20 сентября 2021 года студент Пермского государственного университета Тимур Бекмансуров устроил стрельбу в своем вузе. В результате погибли шесть человек, не менее 40 человек было ранено. Это не первый случай скулшутинга в России. Разберемся, почему стреляют в образовательных организациях и какая юридическая ответственность за это предусмотрена.

Само понятие «скулшутинг» образовано от двух английских слов: school – школа, shoot – стрельба. И хотя определение предполагает использование огнестрельного оружия, на школы могут нападать, вооружившись и холодным оружием.

Что отличает скулшутинг?

— совершение преступление на территории образовательной организации;

— умысел преступника – причинить вред жизни и здоровью неограниченного круга лиц;

— использование оружия.

Первым случаем скулшутинга принято считать нападение Э. Харриса и Д. Клиболда на среднюю школу «Колумбайн» в 1999 году. Нападения учеников или учителей на школы происходили и раньше. Но произошедшее в «Колумбайне» так широко освещалось СМИ, что дало начало так называемому культу «Колумбайн». У Харриса и Клиболда появились фанаты по всему миру, некоторые их них начали нападать на свои школы.

Первый случай скулшутинга в России произошел в 2014 году, когда во время нападения на школу в районе Отрадное (Москва) десятиклассник застрелил двух человек. В последующие годы произошло несколько десятков нападений, например:

— стрельба в 2017 году в «Образовательном центре № 1» в Ивантеевке (Московская область), в результате атаки пострадали 4 человека;

— нападение в 2018 году в школе № 5 в поселке Сосновый бор под Улан-Уде. Пострадали семь человек;

— массовая бойня в 2018 году в Керченском политехническом колледже. Погиб 21 человек, более 60 получили ранение;

— нападение на гимназию № 175 в Казани в 2021 году. В результате стрельбы погибли девять человек, 32 пострадали;

— и недавний случай в Пермском университете.

о многих случаях скулшутинга нападавшие в определенной степени копировали сценарий преступления, выбирали стиль одежды Э. Харриса и Д. Клиболда. Также нападавшие часто имели подписки в социальных сетях на сообщества поклонников культа «Колумбайн».

Важно отметить, что в российском законодательстве отсутствует специальная уголовная статья за скулшутинг. На практике суды привлекали к уголовной ответственности по статье 105 Уголовного кодекса (убийство, в том числе двух или более лиц). С каждым новым случаем скулшутинга ужесточались меры борьбы с угрозой, например:

— в 2018 году были приняты изменения в ФЗ-149 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и в ФЗ-436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Суть изменений — обязанность провайдера незамедлительно ограничивать доступ к контенту с призывами и вовлечением несовершеннолетних в противоправную деятельность;

— в том же году Роскомнадзор заявил о немедленной блокировке любого общества в соцсетях, где есть призывы к насилию в школах.

Однако угроза по-прежнему актуальна. Почему скулшутинг становится возможным, ведь практически никто из нападавших не принимал решение убивать в одночасье?

  1. Травля в образовательной среде со стороны одноклассников и учителей. Практически все нападавшие ранее подвергались насилию (психологическому, физическому) в своем классе и школе в целом.
  2. Недостаточное внимание со стороны родителей и педагогов в отношении несовершеннолетних, их жизненных проблем.
  3. Распространение деструктивных групп в соцсетях, пропагандирующих культ колумбайна. В таких обществах публикуются плакаты и постеры с изображением стрелков, инструкции по покупке или сборе оружия, а также комментарии об одобрении действий скулшутеров или о желании совершить нечто похожее некоторыми пользователями. Следует отметить, что благополучный подросток, который не подвергается буллингу и имеет доверительные отношения с окружающими (в том числе, со своей семьей), просто не проявит интереса к таким группам.

Часто потенциальные скулшутеры стараются заявить публично о намерении совершить преступление. Это могут быть специальные знаки в социальных сетях (знаки в статусе профиля, агрессивные комментарии в отношении учебного заведения, учащихся и учителей), рассылка предупреждений в мессенджерах и социальных сетях (только тем людям, которые дороги скулшутеру и чьей смерти они не желают во время массового убийства), специальные манифесты и обращения, также размещенные в социальных сетях.

Скулшутинг можно предотвратить, если на раннем этапе родители, а также специалисты и педагоги образовательных организаций смогут диагностировать проблему: начиная от внутренне семейных отношений и заканчивая актами травли в образовательном среде.

 www.kremlin.ru