admrmr-для-гостей-Main menu-1 уровень

 Губернаторский проект "Решаем вместе"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В 1990 г. в Российской Федерации началось осуществление земельной реформы, цель и суть которой заключались в переходе от национализации земли к ее денационализации (разгосударствлению. В ходе реформы был принят ряд нормативно - правовых актов, регулирующих различные формы права собст­венности на землю, в том числе и частную (индивидуальную). Гражданам передавались в собственность земельные участки для ведения садоводства, огородничества, личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного и дачного строительства, крестьянского (фермерского) хозяйства. В результате массового и достаточно ускоренного процесса перераспределения земель, предоставление наделов происходило без должного учета требований землеустроительного проектирования, без проведения процедур по межеванию.

Межевание представляет собой определение границ земельного участка на местности (обозначение данных границ специальными опорными знаками), его точного местоположения, границ, конфигурации и уточненной площади.

В настоящее время вопросы, касающиеся государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимость, регулируются Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее Закон №218-ФЗ).

В соответствии с частью 6 статьи 72 Закона №218-ФЗ государственная регистрация права на земельный участок, совершенная по правилам ранее действовавшего законодательства, признается юридически действительной даже при отсутствии сведений о координатах характерных точек границ участка.

Сведения о площади таких земельных участков вносятся в Единый государственный реестр недвижимости на основании данных, содержащихся в правоустанавливающих документах (декларированная площадь).

Информация о зарегистрированных правах граждан на объекты недвижимости поступают в налоговый орган, регулирующий вопросы налогообложения. Размер налога на землю зависит от размера земельного участка. При этом следует учитывать, что декларированная площадь земельного участка может отличаться от фактической, как в большую, так и в меньшую сторону.

Для уточнения площади земельного участка необходимо провести межевание, этим занимаются кадастровые инженеры. Кадастровые работы выполняются на основании договора подряда на платной основе. Контактные данные кадастровых инженеров можно найти по рекламным объявлениям.

После проведения процедуры межевания выдается межевой план, который следует предоставить в Росреестр, обратившись в любой из офисов МФЦ. Внесение изменений в отношении земельного участка в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН) осуществляется бесплатно.

Следует отметить, что межевание и внесение в ЕГРН сведений о границах избавит правообладателей не только проблем с расчетом налога, но и от споров о границах с соседями или с органами публичной власти.

Кроме того, пользование большей площадью, чем указано по документам, влечет за собой административную ответственность и предполагает штраф от 5000 рублей. Отсутствие сведений о точной конфигурации земельного участка может привести к тому, что размещенные определенные объекты на «своем» наделе, могут оказаться размещенными на земле соседа или с нарушением градостроительных норм.

Несмотря на то, что действующим законодательством не установлена обязанность граждан проводить межевание, и не установлены конкретные сроки, в которые правообладатели земельных участков обязаны провести межевание своих наделов и внести их в ЕГРН, межеванием не стоит пренебрегать во избежание проблемных ситуаций в будущем.

В 2017 году Управлением Росреестра по Ярославской области было зарегистрировано 231137 прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В том числе 183350 прав физических лиц, 26631 - юридических лиц.

Среди них 85561 регистрационных действий совершено в отношении жилых помещений, 63128 зарегистрировано прав на земельные участки. Остальное приходится на нежилые здания, сооружения (в том числе линейные) и иные объекты недвижимого имущества.

Общее количество поданных заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав – 304078. в том числе для осуществления государственного кадастрового учета - 56551, для осуществления государственной регистрации прав – 224516, для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав - 19738. В 2017 году в упрощенном порядке (в рамках «дачной амнистии») было зарегистрировано 1775 прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества.Также за истекший период зарегистрировано 5368 договоров участия в долевом строительстве. Общее количество регистрационных записей об ипотеке в Едином государственном реестре недвижимости (далее ЕГРН) составило 24987. В течение 2017 года было подано 6922 заявлений об исправлении технических, реестровых ошибок. Общее количество учетных действий в отношении объектов недвижимости по постановке на кадастровый учет – 35735. На предоставление сведений из ЕГРН поступило 540644 запросов.

Управление Росреестра по Ярославской области информирует: пройти обучение по единой программе подготовки арбитражных управляющих на территории региона можно в нескольких учебных заведениях:

- Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Региональный образовательный центр»

- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова»

- Негосударственное образовательное учреждение «Академия личной охраны».

В 2017 году обучение по единой программе подготовки арбитражных управляющих прошли 56 человек, по итогам обучения состоялось четыре теоретических экзамена.

Начальник отдела по контролю и надзору в сфере саморегулируемых организаций Давыдова Е.В.

В соответствии с действующим законодательством о банкротстве Управление Росреестра по Ярославской области (далее – Управление) является органом, осуществляющим контроль и надзор в сфере саморегулируемых организаций на территории региона. Предметом контроля является соблюдение саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих требований законодательства и иных нормативных актов, регулирующих их деятельность.

В 2017 году было возбуждено 40 дел об административном правонарушении в отношении арбитражных управляющих. На начало отчетного периода по 8 делам административное расследование было не завершено.

В судебные органы в 2017 году Управлением направлено 21 заявление о привлечении арбитражных управляющих к административной ответственности из них: 13 заявлений о привлечении арбитражных управляющих к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ и 8 заявлений за совершение правонарушений, предусмотренных частью 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ.

По результатам 14 административных расследований нарушений законодательства о банкротстве в деятельности арбитражных управляющих установлено не было, Управлением вынесены постановления о прекращении дел об административных правонарушениях. По 1 жалобе вынесены определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

В настоящее время Арбитражным судом Ярославской области из 21 рассмотренного заявления Управления 16 арбитражных управляющих привлечены к административной ответственности, из них к двоим применена мера административного наказания в виде дисквалификации сроком на 6 месяцев. В отношении 4 арбитражных управляющих судом вынесено решение об освобождении от административной ответственности, ограничившись устным замечанием, в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.

Наиболее типичными нарушениями, допущенными арбитражными управляющими являются:

- нарушение периодичности представления собранию кредиторов отчетов о ходе проведения процедуры банкротства;

- нарушение порядка и сроков уведомления о проведении собрания кредиторов;

- нарушение порядка проведения собрания кредиторов;

- несвоевременное опубликование сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

- нарушение периодичности представления в суд отчета о деятельности арбитражного управляющего и протокола первого собрания кредиторов, а также по составу прилагаемых к нему документов;

- нарушение по составу сведений, которые должны содержаться в отчетах арбитражного управляющего, представляемых собранию кредиторов;

- нарушение порядка реализации имущества должника и порядка проведения торгов.

Все нарушения, выявленные в действиях арбитражных управляющих при проведении административных расследований признаны судебными органами обоснованными.

Начальник отдела по контролю и надзору

в сфере саморегулируемых организаций Управления Росреестра по Ярославской области Е.В. Давыдова

В настоящее время для проведения государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объект индивидуального жилищного строительства, созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства или на земельном участке, расположенном в границах населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства необходимо предоставить только технический план объекта и правоустанавливающий документ на земельный участок, если право на земельный участок не зарегистрировано.

В данном случае сведения об объекте индивидуального жилищного строительства (за исключением сведений о местоположении на земельном участке) указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на строительство и проектной документации (при ее наличии) либо декларации об объекте недвижимости, предусмотренной Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости». С 1 марта 2018 года действие данной нормы закона прекращается. Это значит, что оформить право собственности на ряд земельных участков и объектов недвижимости в упрощенном порядке станет невозможно.

Начальник межмуниципального отдела Управления

Росреестра по Ярославской области Е.В. Гаврилова

В 2017 году в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ярославской области всего поступило 958 заявлений о пересмотре кадастровой стоимости в отношении 1719 объектов недвижимости, из них 424 заявления от физических лиц, 534 от юридических лиц.

В том числе 921 заявление в отношении 1676 объектов недвижимости было подано для установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. 37 заявлений в отношении 43 объектов недвижимости поступили на основании недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.

При этом к рассмотрению в комиссии принято 919 заявлений, не принято к рассмотрению 36 заявлений, отозвано заявителем - 3.

В прошедшем году состоялось 29 заседаний комиссии, в рамках которых рассмотрено 915 заявлений в отношении 1371 объекта недвижимости (1239 земельных участков, 132 объекта капитального строительства), из них отклонено 240 заявлений, приняты решения об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости в отношении 664 заявлений, принято 11 решений о пересмотре кадастровой стоимости на основании недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.

Главный специалист-эксперт Управления Росреестра по Ярославской области Старчиков А. Е.

Вопрос: При покупке квартиры на троих членов семьи, может ли подать документы на государственную регистрацию один из покупателей?

Отвечает начальник межмуниципального отдела Управления Росреестра по Ярославской области Мартынова Т.И.:

- В случаях, когда на одной из сторон договора выступают несколько лиц, подать заявление о государственной регистрации и подписать договор купли-продажи может одно лицо, но только на основании нотариально удостоверенной доверенности (при условии, что остальные лица согласно доверенности передали ему свои полномочия, как по подписанию договора, так и по подаче заявления на государственную регистрацию). В этом случае присутствие указанных лиц в органе, осуществляющем прием документов государственную регистрацию прав, не требуется.

В соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 №218 –ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации) наряду с государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним государственной регистрации подлежат ограничения (обременения) прав на недвижимость.

Копии вступивших в законную силу решений и определений судов в отношении прав на недвижимое имущество в трехдневный срок подлежат обязательному направлению судебными органами в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав. Поступившая в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, копия решения (определения, постановления) о наложении ареста на недвижимое имущество является основанием для государственной регистрации ограничения права, которая проводится без заявления правообладателя в срок, не превышающий трех рабочих дней, с даты поступления, соответствующих документов при наличии необходимых сведений для внесения в Единый государственный реестр недвижимости.

Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, в письменной форме уведомляет правообладателя о проведении государственной регистрации ареста (запрещения) с указанием основания для этого.

Ограничить право на недвижимость может суд, а также служба судебных приставов и налоговые органы. С имуществом в отношении которого зарегистрированы аресты (запрещения) собственник не сможет совершать никаких действий, т.е. его нельзя подарить, продать, заложить.

Для того, чтобы снять арест (запрещение) с недвижимого имущества собственнику лично необходимо предоставить вступившее в законную силу решение, определение суда об отмене ареста, либо постановление судебного пристава-исполнителя (если арест наложен на основании соответствующего постановления пристава-исполнителя), либо решение налоговой инспекции об отмене решения о наложении запрета в один из офисов МФЦ.

Перечень документов, необходимых для оформления права собственности на объект долевого строительства определен государственным законом «О государственной регистрации недвижимости» и другими нормативными правовыми актами, регламентирующими эту процедуру.

По общим правилам для оформления права собственности на объект долевого строительства к заявлению о регистрации прав необходимо приложить документ, подтверждающий полномочия представителя участника долевого строительства (если с заявлением обращается не сам участник), а также документы, являющиеся основанием для проведения регистрации прав.

Поставка на кадастровый учет многоквартирного дома вместе со всеми расположенными в нем помещениями проводится по заявлению органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченного на принятие решения о выдаче разрешения на ввод этого дома в эксплуатацию. Такой орган в электронном виде вместе с заявлением направляет в Росреестр документы, необходимые для проведения кадастрового учета, включая разрешение на ввод в эксплуатацию. Заявления и документы должны быть направлены в Росреестр уполномоченным органом в срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия им решения о вводе данного дома в эксплуатацию.

Для оформления права собственности на объект долевого строительства необходимо представить подлинный экземпляр договора участия в долевом строительстве или договора об уступке прав требований по такому договору(после государственной регистрации он возвращается правообладателю). К документам, необходимым для проведения этой процедуры, также относится передаточный акт или другой документ о передаче объекта долевого строительства.

Вопрос: Имеют ли юридическую силу свидетельства о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выданные до 15 июля 2016 года, или нужно менять их на выписку из ЕГРН?

- С 15 июля 2016 года прекращена выдача (а также замена) свидетельств о государственной регистрации прав. С этого момента регистрация возникновения и перехода прав на недвижимость удостоверяется только выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН).

Свидетельства, которые были выданы до 15 июля 2016 года, действовать не перестанут, и менять их на выписки не нужно. При этом свидетельство подтверждает именно факт регистрации права собственности на дату его выдачи.

Сам факт отмены свидетельств не говорит об отмене выдачи документа, который удостоверяет регистрацию права собственности. Но если до вступления в силу изменений в законодательство заявитель мог выбрать - при регистрации права собственности получить свидетельство о регистрации собственности или выписку из ЕГРН, то после 15 июля 2016 года осталась только одна форма документа, которая удостоверяет регистрацию возникновения и перехода прав на недвижимость.

Главный специалист-эксперт Управления Росреестра по Ярославской области Хортов Э.Е.